| ||||||
|
| |||||
Классный классный
Я - классный руководитель! Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика. Н.И. Лобачевский
Перепелко Любовь Дмитриевна
первая категория, образование среднее специальное, стаж работы 30 лет
Тема по самообразованию: «ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс воспитания, наполняют жизнь воспитанников радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи: ? Развитие познавательной деятельности ребёнка ? Развитие эмоционально- волевой сферы ? Обогащение представлений об окружающем мире ? Формирование коммуникативных навыков ? Формирование культурного поведения ? Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики ? Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций Цель – создание условий для успешной адаптации, творческого развития личности воспитанников на основе приоритета их интересов, нужд, потребностей и потенциальных возможностей путём целенаправленной организации их свободного времени через игровую деятельность.
Для решения поставленных целей и задач на занятиях и для организации досуга использую следующие игры: а) – дидактические; б) – сюжетные; в) – ролевые; г) – театрализованные; д) – подвижные; е) – конструктивные. Каждый вид игры выполняет определённые функции. 1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности воспитанника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения. 2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас. 3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик. 4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения. 5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика. Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности. Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности. Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
Наиболее важные функции игры: 1 Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей. 2 Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено. 3 Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 4 Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. 5 Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. 6 Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. 7 Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка. Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в воспитательный и в учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Для успешного воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, необходимо пробудить их интерес к занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игры, ориентированный на обучение. В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста – интеллектуальными Понятие «познавательные» распространяется практически на все типы детских игр. Термин «дидактические» (от греч. «поучение») правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (имеются в виду игры по учебным предметам – математические, исторические, географические, биологические и другие), входят в понятие «дидактические» . Таким образом, учебно-познавательная игра позволяет заложить в воспитание и обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности несовершеннолетних. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В «контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания умственно отсталых школьников. Имея опыт работы в СРЦН, хочу поделиться методикой проведения креативных (нестандартных) занятий, мероприятий с использованием различных игр. Начиная игру, например, КВН (Приложение 1) нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приёмов: - представление гостей, церемониала знакомства; - звуковых, световых, технических эффектов; - кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни и т. д. Организуя основную часть мероприятия или урока, воспитатель должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок. Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и т.д.. Завершающая часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь уместны награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п. В конце игры обязательно подведение итогов и анализ игры. Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям: 1). Игра должна содействовать сплочению коллектива. 2). Иметь познавательное значение. 3). Активизировать общественную деятельность воспитанников. 4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры. 5). Создавать условия для детского творчества. 6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц». При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить которые нелегко. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны. Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора. Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой. Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят с отклонениями развития, например, труд и другие предметы. Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях (болельщиках). Чтобы привлечь внимание (на организационном этапе), можно использовать следующие приёмы: - красочное объявление; - афишу; - плакаты; - рекламы, нестандартные по форме, с интригующим текстом; - приглашение-письмо, открытку - объявление Познавательная игра может быть посвящена любой теме. Исходя из возрастных особенностей детей и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известных людей, картин художников и т.д.), которое потом, компонуется в блоки и одевается в «интересную форму». Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита. Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить ребятам тему программы, а также области знаний, о которых пойдёт речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их необязательно читать от корки до корки, главное – найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета. Возможна и организация консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующиеся их вопросы. Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники, воспитатели и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов. Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний. Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка. Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир. Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место.
ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Заповедь 1. Люби ученика, доверенного тебе родителями, всей душой, сердцем и разумом. Заповедь 2. Старайся видеть в каждом своем ученике полноправную, уникальную личность, достойную признания и уважения. Заповедь 3. Осознавай в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка: за его физическое состояние и эмоциональное благополучие. Заповедь 4. Отдавай ежедневно детям все, что знаешь и умеешь сам, развивай их способности, выбирая самые прогрессивные методы обучения. Заповедь 5. Помни, что знания без чувств, добрых дел и чистых помыслов, не окрыляют, а отягощают и разрушают любого человека, в том числе, ребенка. Заповедь 6. Оценивай поступок, а не личность, и никогда не предпринимай воспитательных воздействий в дурном настроении. Заповедь 7. Воспринимай родителей своих учеников как первых союзников в деле развития детской личности. Заповедь 8. Славь профессию свою праведным педагогическим трудом во благо будущих поколений.
ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Ежедневно: · Контроль посещаемости. · Контроль внешнего вида и сменной обуви. · Организация дежурства по классу. · Работа с классным журналом. · Организация питания учащихся. · Индивидуальная работа с учащимися. Еженедельно: · Проведение классных часов. · Проверка дневников учащихся. · Контроль успеваемости. · Связь с учителями-предметниками. · Индивидуальные беседы с детьми. Ежемесячно: · Участие в общественных делах школы. · Консультации у социального педагога. · Встреча с родительским активом. · Совещание по планированию работы. · Организация культпоходов в библиотеку, на выставки. В конце каждой четверти: · Проведение итогов четверти по успеваемости. · Оформление итогов четверти в журнале и дневниках. · Участие в семинаре классных руководителей. · Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть. · Проведение тематических родительских собраний. В конце учебного года: · Проведение открытого мероприятия. · Проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года. · Оформление результатов по окончании года. · Составление анализа воспитательной работы за текущий учебный год. · Оформление портфолио классного руководителя. · Работа с документацией: заполнение личных дел, журнала, отчёта.
ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Личные дела учащихся · план воспитательной работы с классным коллективом; · паспорт класса; · тематика и протоколы классных родительских собраний; · состав родительского комитета и протоколы заседаний; · список органов самоуправления класса и поручений учащихся; · разработки воспитательных мероприятий. 5. Должностные инструкции классного руководителя.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ КЛАССА
Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
ЗАКОН ДОБРОТЫ Доброта - это сила. Не бойся быть сильным. Дари людям добро.
Люби своих родителей, друзей и всё то, что тебя окружает. ЗАКОН ТРУДОЛЮБИЯ Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Будь храбрым и не бойся препятствий.
| ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 30.09.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |